Экопоселение «Чистое небо»

2011.08.23

20-21 августа 2011.

Обновление!  Мы уехали из Питера в это поселение в 2012 году.  Живём там уже несколько лет, у нас есть небольшой питомник, сын итп.  Смотрите наш новый семейный блог о жизни в деревне.

Экопоселение «Чистое небо» находится в Себежском районе Псковской области.  Это относительно недалеко от Питера: есть ночные автобусные и железнодорожные рейсы, можно съездить на один день.  Очень удобно.

В соседних с нами областях есть около десятка поселений, которые мы хотели осмотреть в ближайшее время.  У «Чистого неба» оказался самый информативный сайт, и само место нам понравилось больше других, судя по фотографиям, описаниям и виду из космоса, поэтому оно было первым в списке.

Добраться из Питера можно на поезде или на автобусе.  Поезд идёт около 15 часов, автобус — около 10.  Мы ехали на один день и 5 часов для нас были важны, поэтому поехали на автобусе, с автовокзала на Лиговском.  Говорят, его хотят вынести куда-нибудь в Купчино, т.к. сейчас автобусы тратят до полутора часов только на то, чтобы выехать из города; в 10 часов вечера этой проблемы нет, но в целом мысль мне кажется правильной.

imageАвтобус

Конечной остановкой была автостанция в Себеже.  Снаружи она выглядит как какое-то складское помещение, внутри — ещё лучше: валяется какой-то хлам, идёт какой-то ремонт или переоборудование (и, похоже, уже давно), стоят три скамейки.  Персонал, однако, довольно вежливый.

imageАвтостанция

В Себеже есть несколько достопримечательностей, вроде бы интересных туристам, и всё.  Больше ничего нет.  Город больше похож на деревню.

imageКарта Себежа

От автостанции мы дошли пешком до железнодорожного вокзала, вызвали такси и поехали в ближайшую к поселению деревню — Осы́но (ударения в названиях местных населённых пунктов противоположны тем, что напрашиваются, как в Карелии).  Само поселение находится на территории некогда существовавшей, затем полностью заброшенной деревни Ковалёвка.

За указателем на Ковалёвку виднеется указатель на «гостевой домик».  Оформлен искусно, зато едва различим.

imageУказатель в Ковалёвку

Семья, занимающаяся приёмом гостей, снимает дом в паре шагов от трассы.  Это довольно распространённое явление: люди переезжают, пока строят свой дом — живут в съёмном.

imageСъёмный дом снаружи

Такой подход кажется логичным, однако все виденные мною съёмные деревенские дома находятся в таком состоянии, что лично я предпочёл бы жить в палатке.  Гнилые, косые, многократно «улучшенные» несколькими поколениями жильцов, они, мне кажется, должны оказывать сильное психологическое давление и желание на всё забить.

imageСъёмный дом изнутри

Временно проживая в этом доме, семья строит себе свой собственный: шестигранный, из брёвен.  Сами копают место под фундамент, сами его будут заливать.  Сами, наверное, будут собирать (сруб заказали).

Такой распространённый подход растягивается в лучшем случае полгода, чаще — на несколько лет.  Аргументация простая: это твой дом, тебе в нём жить, ты и должен его построить.  Вроде как посадить дерево и вырастить сына.

Мне такие рукотворные препятствия на пути к жизни на природе непонятны.  Если бы я хотел и любил строить дома — пошёл бы в строители, а переехать жить на землю мне хочется быстрее, и целый год смаковать лопату, брёвна и жизнь в чужой развалюхе совершенно не интересно.

imageШестигранник

В качестве транспорта используют какой-то «Renault».  Гости спят в палатке, как и сама семья — на воздухе спать приятнее, даже если есть дом.  Сам проверял, в Краснодаре: отлично высыпался, спав вдвое меньше обычного.

imageПалатка

Томаты для питания в тёплое время — и только их — выращивают в теплице.  Карельские поселенцы действуют так же.  Видимо томаты как-то особенно требовательны к условиям.

imageТоматы

Картофель выращивают по любопытной технологии: бросают на землю и засыпают соломой.  Говорят, растёт отлично.  Видели это в нескольких поселениях.  Копать картошку с утра до вечера, оказывается, не надо.

imageКартофель

Остальные овощи выращивают в искуственных грядках: длинные ящики заполняют несколькими слоями, кажется, листьев, соломы и обычной земли.  Всё это там перегнивает и питает растения.  Выращивают на таких грядках зелень и мелкие овощи.  Это решает проблему плохой почвы, которая в данном месте, если я не ошибаюсь, песчанная.

imageГрядки

На своём настоящем участке, рядом с будущим шестигранным домом, как раз к нашему приезду закончили копать пруд.  Копали «трактором» около недели.  За день успел частично заполниться водой.  Его ещё приводить в приглядный вид, но уже понятно, что будет клёво.

imageБудущий пруд

Ещё один поселенец, которого нам удалось застать на своём участке, поселился где-то на отшибе.  Специально выбирал самое отдалённое место.  Планирует строить саманный дом, планировку которого сложно даже представить.

imageСхема дома

Пока живёт в палатке рядом со странной экспериментальной конструкцией.  Флюгер призван вырабатывать электричество, но ветра не хватает — надо менять конструкцию.

imageДом со флюгером

Само поселение находится в 4-5 километрах от трасcы, дорога грунтовая.  Говорят, иногда разбивается, но даже на «Рено» ездить можно.

imageДорога в поселении

Вдоль дорог и на полянах много яблонь.  Весь день, пока мы осматривали поселение, питались яблоками прямо с дерева.  Яблоки хорошие, не дикие.  Мне кажется летом спокойно можно так жить, вообще не готовя.

imageЯблоня

Ещё растёт фундук, но он к концу августа ещё не созрел и есть его не так удобно, как яблоки.

imageФундук

Где-то посередине поселения есть общедоступный колодец.  Вода хорошая, глубина — около двух метров.

imageКолодец

Очень порадовало местное озеро со странным названием Большое Олбито (даже не знаю куда ставить ударение).  Чтобы удобно было купаться и ловить рыбу, соорудили деревянный мост.  Глубина в конце моста — полтора-два метра.  Дно илистое, но это совершенно не смущает, т.к. по нему не надо идти, чтобы найти пригодную для плавания глубину.

В центре озера есть «остров девяти лип».  На нём мы не были.  Купание тоже в наши планы не входило, никаких купальных костюмов с собой не было.  Купаться пришлось голышом, что клёво.  Вокруг — ни души.

imageОзеро

Вечером попали на общее собрание.  Собралось всего несколько человек — большинство в каких-то разъездах.  Со всеми мы уже успели немного пообщаться до собрания.  На собрании, сидя у костра, обсуждали планы на будущее, зачем нужны комары итд.

В кадре — местный ребёнок, местный житель и два туриста, вроде нас.

imageКостёр на собрании

С собрания мы пошли сразу ко владельцу всей этой земли.  Он показал карту поселения, в основной части которого почти не осталось свободных участков.  Мы хотим не менее двух гектаров.  Подходящими оказались как раз те участки, с которых мы начали осмотр.

Выбрали себе участок в 2.8 га, начали оформлять.

imageКарта поселения

«Земляничная» поляна.  Находится рядом с той, что мы выбрали (окрестили её «малиновой»).  Отличается от нашей большим количеством молодых сосен и горки, на которой идеально будет смотреться дом.  Но эту поляну уже кто-то забронировал и ждать нужно было бы 4 месяца, а нам одинаково понравилась вообще вся земля, поэтому ждать не стали.

Наша поляна находится рядом с дорогой, но отделена от неё живой изгородью из деревьев — видимости нет.  Озеро находится в пяти-десяти минутах ходьбы.

imageЗемляничная поляна

Обратно мы планировали уехать в ночь на автобусе, который едет из Белорусии и проходит как раз через деревню Осы́но.  Останавливаться он отказался.  На машине гнались за ним, подавали знаки, трижды пытались его тормозить — безрезультатно.  Вести до Питера нас никто бы не стал, поэтому мы вернулись, переночевали и уехали утром.

Утренний автобус уходил в 11:10, хотя по всем нашим данным должен был уйти в 12:30.  Чудом успели на него за несколько минут до отъезда.  Если добавить сюда тот факт, что о конкретно этом поселении мы узнали из газеты, случайно взятой в «Ленте», получится целая череда знаков.

imageАвтобус

Бюджет поездки составил ~4000р.  На этом наш поиск поселения закончился.

Видео

Следить за развитием событий можно через RSS ленту или почтовую рассылку.