Интервью с Сергеем Воробьёвым (Hired Life)
Сергей Воробьёв раньше состоял в калининградской группе Denergized: писал тексты и пел их, написал большую часть музыки. Пару лет назад он основал новую группу — Hired Life, дебютный альбом которой сейчас готовится к выходу. Я решил позадавать ему вопросов об альбоме и о том, что вообще изменилось после ухода из Denergized.
Как распределяются роли в команде?
Мы помогаем друг другу в поиске творческих решений. Андрей взял на себя большинство ударных партий, также он здорово помогает мне в плане композиции. Вокал и тексты по-прежнему на мне, как впрочем и мелодии. Ко всему прочему мы решили добавить в качестве эксперемента классический звук пианино, чего раньше в Denergized никогда не было. Аранжировкам мы старались уделять внимание вместе — уже очень скоро сможете услышать, что из этого вышло.
Процесс написания песни уникален для каждого отдельно взятого трека: иногда мы начинаем со слов, иногда — с клавишного проигрыша. Иногда — с интересного звука, с которым очень хочется поиграть. Сведением и мастерингом занимаюсь я один — как и в Denergized (никогда не доверю этот процесс даже самому лучшему звукорежиссеру).
«Пиратский» концепт проекта мы придумали вдвоём — в круглосуточной закусочной в центре города, где мы встречались по вечерам после работы около двух лет назад. Оформлением обложки и буклета занимался Александр Иванов (hameleon) —- тот самый, кто сделал когда-то потрясающий artwork к альбому Denergized «VHS Recall». И результат его работы над «обшивкой и внутренностями» дебютника HIRED.LIFE предвосхитил все наши с Андреем ожидания.
Как изменились источники твоего вдохновения с момента выхода первого альбома Denergized к моменту дебюта HIRED.LIFE?
На MySpace я написал наиболее честно: «our dreams & nightmares». Мечты изменились, а некоторые кошмары стали реальностью.
Если серьёзно, то промежуток времени между выходом «VHS Recall» и «End of Line» — это же, чёрт возми, целая жизнь — я не побоюсь этого слова. Сколько дверей было захлопнуто передо мной, сколько номеров было навсегда стёрто из памяти телефона, сколько сгорело за это время фотографий, писем и открыток; сколько было новых знакомств, разочарований, мгновений счастья? Сколько всего было «подарено, потеряно, продано»? Скольким я снова смог поверить? Научился ли я за это время любить, разучился ли ненавидеть? Сколько было прочитано новых книг, просмотрено фильмов, прослушено музыки, пройдено видеоигр? Что мне снилось эти три года? Я закрыл проект «Ex.Delicto», выпустив на X-Line второй (на этот раз полноформатный) альбом и написав часть саундтрека для космического симулятора «X3: Time Of The Truth» — сейчас частичка того опыта, того времени и той души живет в HIRED.LIFE. «After the Happyend» — вот что вдохновляло меня всё это время. Жизнь идёт дальше и ещё столько всего впереди!
Как тебе кажется, у музыки HIRED.LIFE больше общего с Denergized, или разного?
Общее — тексты песен и атмосфера. Атмосфера «киберпанка» и старомодного будущего, нуара в духе «Бегущего по лезвию» и «Нейроманта». Так уж получилось, что большое количество песен из нашего дебютного альбома «End Of Line» вышли именно из тех самых «обесточенных» времён («обесточенных», так сказать, во всех возможных смыслах). Разное — отношение к действительности. В своих новых песнях я хочу сказать, что всё-таки есть выход из этого Ночного Города, где никогда не прекращаются дожди, а люди вынуждены терять тех, кого любят.
Об этом «Nightcity Fairy-Tales» и «Contract».
Какие перспективы у тебя появились в HIRED.LIFE по сравнению с Denergized?
Я делаю то, что мне нравится и не иду ни на какие компромиссы, как это было раньше — в Denergized. Можно сказать, что я нашёл идеального напарника, ведь он делает то же самое.
Каково на сегодняшний день видение HIRED.LIFE? Не изменилось ли оно с момента основания проекта? Как позиционируется ваша музыка?
Скорее это саундтрек для поездок в общественном транспорте. Это музыка последних трамваев, ночных поездов, самолётов и уходящих за горизонт кораблей. «Очередная история про рельсы и взлётные полосы.»
С момента основания проекта мало что изменилось, разве что качество звучания — да, мы очень старались не ударить в грязь лицом. А видение всё то же, проект боевого знамени утвержден (наш логотип), все точки над «i» расставлены («Farewell»); так что даю слово: мы навсегда останемся слегка романтичными солдатами удачи, которые ещё во что-то верят и хотят изменить жизнь к лучшему.
Песни все на английском. Инструментальных песен нет, что означает, что тексту отводится важное место, но российская публика, как правило, плохо воспринимает англоязычные тексты на слух, а на сайты групп за ними ходят единицы фанатов. Значит ли это, что ваши тексты и творчество в целом ориентированы на западную публику?
Нет, причина другая: по-английски мне проще выражать свои чувства и эмоции. Я начал говорить на нём в четыре года (огромное спасибо моей маме), так что научился и думать на этом языке. На немецком это, увы, не получается (пытался не единожды), несмотря на то, что учился я как раз на филолога-германиста. А что касается музыки HIRED.LIFE — мне не хотелось бы думать о том, что она ориентирована на «западную» публику. Так получилось, что весь мир говорит на английском и ничего с этим не поделаешь. И мне, и Андрею хочется донести свои мысли и переживания до максимально возможного количества слушателей.
Я никогда не подбираю рифму в своих стихах, строчки должны рождаться на одном дыхании. Если этого не происходит, то песня выйдет вымученной и неестественной, нечестной.
Я готов петь и по-русски, но на данный момент это касается только одной песни — «Моя Любовь». Это русская версия одноименной песни Denergized, которая так и не вышла в свет, как и альбом «After The Happyend». Я очень хочу, чтобы она вошла в наш следующий альбом.
Как ты относишься к идее свободного распространения музыки? Есть мнение, что ограничение доступа к музыке ограничивает интерес к группе в целом, что пресекает все остальные потенциальные источники дохода для музыкантов.
Если тебя зовут Том Йорк, то, выложив свой альбом в Сеть, ты не потеряешь ничего — ты заработаешь в разы больше. Твое имя и имя твоего проекта работают на тебя. Ты стал Брэндом с большой буквы. Тем более до тебя так ещё никто не делал — это я о «Радугах».
Если у тебя всё никак не получается выбраться из глубокого андеграунда на поверхность, то Сеть — единственная возможность заявить о себе. А она уж постарается быть максимально непристрастной к той работе, которую ты выставишь на всеобщее обозрение. Если ты что-то представляешь из себя, если ты по настоящему талантлив, то это не останется незамеченным. Наилучший тому пример — Machinae Supremacy. Какой у них уже по счёту выходит альбом?
А доступность... Доступность — палка о двух концах. Читал как-то интервью солиста группы «Diary of Dreams» — правду ведь говорит, горькую — но правду. Раньше за новой пластинкой на поезде в другой город ехали. Ставили c друзьями каждую композицию по нескольку раз, вслушивались в каждую ноту, в каждую строчку. А верно ведь, каждая песня — целая история, не одна бессонная ночь, чьи-то чувства, мечты, слезы горя или радости. А сейчас мы раз — и купили или скачали очередную mp3-коллекцию, промотали первый, второй, пятый, последний альбом и положили на полку/скопировали в папку жёстком диске. Или вообще стёрли. «Всё это мы уже где-то слышали и т.д. и т.п.»
На этом mp3-диске — целая жизнь чья-то. Жизни. А тебе это «нахаляву» досталось — если задуматься об этом, становится немного не по себе. Как будто украл.
Сеть дала нам возможности самовыражения, но и одновременно с этим стало так сложно найти жемчужину в этот море непризнанных гениев фрути-лупс. Да, может кого и обидел, но накипело — не обессудьте. Но жемчужины есть, ищите и делитесь с окружающими; поддерживайте музыкантов, дайте им возможность выпуститься!
А на счёт ограничений — я их не вижу. У каждой группы есть страничка на MySpace (где достаточное количество треков представлены для рекламного материала). Послушал — понравилось — купил диск, пригласил в свой город с концертом.
Как часто ты сам качаешь нелицензионную музыку из интернета, и как часто потом покупаешь лицензионные версии?
Качаю, покупаю только то, что уж очень понравилось — сейчас это бывает очень редко. Ещё реже покупаю потому, что лень качать, а деньги есть.
В последнее время разные музыканты говорят, что альбомами музыку давно никто не слушает, и формат себя изжил. Что лучше выпускать меньше, но чаще. Скажем, не альбом в два года, а по миньону раз в несколько месяцев, или даже по синглу в месяц. Что ты об этом думаешь?
Согласен, сейчас альбомы больше напоминают сборники песен. Нет целостности. Но есть и приятные исключения.
Что касается нас, то мы хотим делать цельные альбомы — альбомы как повести, состоящие из самодостаточных глав-песен. А получилось ли это у нас с «End Of Line» — решать слушателям. Насчет синглов — идея интересная.
Denergized был не очень концертной группой: я помню о концертах в Калининграде и в Питере. Какие планы в этом отношении у HIRED.LIFE? Как ты оцениваешь важность концертов для группы?
Пока у нас есть достаточно времени совмещать концерты в Калининграде и процесс создания нового материала в нашей «студии». Концерты важны, но на сцене группа должна быть самодостаточной — выигрывать, в первую очередь, на качестве музыкального материала, а не на вызывающем девиантном антураже с подобающим «пробирающим до костей спектаклем». Но — каждому свое.
Выезды с гастролями в другие города пока не планируются ввиду того, что Андрей Кляус всё ещё в армии, а у меня до черта работы.
В предыдущем интервью ты объяснил название «HIRED.LIFE» тем, что жизнь нам дана напрокат. А кто владелец и что происходит после того, как мы сдаём её назад? Есть какие-нибудь мысли на счёт жизни вне физического тела или земного воплощения?
За отпущенное нам время мы должны что-то доказать Мирозданию. Стать лучше. Что-то понять и во что-то поверить. Полюбить и стать любимым. Выполнить возложенную на нас миссию и донести до конца свой крест. Упасть и возродиться. Согрешить и искупить свою вину. А что будет дальше — не знаю. Верю лишь, что все мы приходим не один раз.
Какое место в твоей жизни занимает музыка? Как скучная офисная работа влияет на твоё творчество? Смог бы ты уделять музыке всё своё время?
Музыка занимает особое место. Ни первое, ни второе и не последнее. Это не хобби и не работа, скорее это — призвание: я творю, когда мне хорошо или плохо, но я никогда не сочинял и не буду сочинять песни или композиции под заказ. Когда надо «добить» альбом или написать ремикс для сборника. Когда мне нечего будет сказать, я просто займусь чем-то другим.
А в офисе мне скучать не приходится и свою нынешнюю работу я люблю именно за это.
Как ты для себя формулируешь идею индустриальной музыки, тёмной сцены в целом? Изменилось ли твоё восприятие с того момента, как ты начал всем этим интересоваться?
«We need a revolution to rip the system» © KMFDM
Восприятие не изменилось.
Как ты оцениваешь изменения в самой сцене? Каким ты видишь её будущее, если вообще видишь его? Какие проблемы ты видишь в российской индустриальной сцене?
«Средневековье» двадцатого века позади, налицо кризис жанра (я о музыке вообще), ждём ренессанса — каким он будет? «Последние герои» ушли или состарились. Кто соберёт стадионы, поведёт за собой людей, даст им надежду? Чьи песни будут звучать из открытых окон и перепеваться в подвалах, подьездах? Да, нам нужны новые герои.
Проблема отечественной индустриальной сцены (отечественной сцены вообще) — закос под зарубежные эталоны. И дело не в том, на каком языке ты поешь, а то, как ты это делаешь и о чём твои песни.
Назови пару относительно свежих альбомов, которые тебя зацепили, и чем именно они это сделали.
Cylab — «Cut And Coil», ELEVEN — «Последний Человек». Пояснять не буду, послушайте эти альбомы и вы сами всё поймёте. Скажу лишь, что считаю эти пластинки самыми настоящими шедеврами, чем-то новым, свежим. Дающим Вдохновение. Да у меня просто слов нет!..
Какие планы на будущее, после официального выхода альбома?
Презентация первого официального клипа. Реанимация наследия Denergized. Следите за новостями!
Другие интервью с Hired Life и Denergized:
- Denergized. Неоновый Techno-Industrial (industrial-project.com, 2009)
- Denergized: жизнь — это штрих-код (Dead Channel, 2007)
- Denergized (Chain D.L.K., 2008)
- Dead Channel Podcast #17 (Dead Channel, 2009)
Следить за развитием событий можно через RSS ленту или почтовую рассылку.